Семейный центр "Добрый дом"

клуб родительской культуры

За день до рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык...
- Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой Ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего Ангела?
- Неважно, как его зовут...ты будешь называть его: MAMA...
 
 
Главная arrow Беременность arrow Духовный кризис современной перинатологии  
17.12.2017 г.
Духовный кризис современной перинатологии Печать E-mail

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИНАТОЛОГИИ

Исторически беременность, роды и период младенчества были интегрированы в жизненный процесс социума и являлись источниками определенных традиций. Эти традиции образуют гуманитарную оболочку, которую следует рассматривать как перинатальную культуру. В них младенец рассматривается как личность, для существования которой важны не только физиологические условия, но и духовные процессы [2].

Множество ритуалов и обрядов связанно с маленькими детьми. У христиан всегда существовал культ поклонения новорожденному как символу чистоты и безгрешности. И обряд крещения детей в христианстве нельзя считать только символическим приобщением их к вере. Крещение в раннем возрасте предполагает признание верующими младенца равным себе перед Богом [4].

Последние 60-70 лет характеризуются угасанием традиций в медицине и победоносным развитием науки. За этот период произошли значительные изменения в акушерстве и педиатрии, определившие сегодняшнее отношение к беременности, родам и новорожденному.

Особенностью отечественной науки, использующей анализ как главный метод познания, явилось расчленение целого в процессе познания человека; душа и тело были разъединены и изучались отдельно. Изучение беременности, родов и новорожденных свелось к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Психологическая наука последних десятилетий, вслед за Фрейдом, рассматривала сознание новорожденного ребенка как чистый лист, на который лишь с появлением на свет наносятся первые знаки [1].

Сведение особенностей перинатального периода к физиологии привело к игнорированию психоэмоциональной стороны беременности, родов и взаимодействия с новорожденным.

Беременность была объявлена почти патологическим процессом, требующим строгого медицинского наблюдения. Это придало беременной женщине особый статус, позволяющий ей чувствовать себя «почти больной» и приводящей к ее своеобразной социально-психологической изоляции.

Рождение ребенка перекочевало из семейного круга в больницу. Возможности участвовать в родах лишились не только близкие и родственники, но и отец ребенка. Сам процесс родов свелся к «лечебной системе» с применением большого количества вспомогательных средств, а роженица рассматривается в этой «системе» не как личность и основной участник, а как объект для проведения медицинских манипуляций. [6].

Более того, из-за боязни инфекции младенец стал разлучаться с матерью на первые дни после рождения. Остальные дни, проводимые в больнице, мать вынуждена следовать строгим указаниям и правилам. Все это в конечном счете привело к тому, что были ослаблены как непосредственно материнские инстинкты, материнское «чутье», так и нарушена психоэмоциональная связь отца с ребенком.

В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи. Однако духовный кризис современной перинатологии состоит в том, что медики совершенно забыли что роды - событие во всех отношениях замечательное.

Во-первых, своей оптимистичностью, жизнеутверждающей сущностью; во-вторых, своим итогом: появлением на свет нового человека. Медики рождение человека превратили в рождение пациента. Пациент же всегда в чем-то неполноценен, несостоятелен. За пациентом нужен уход.

Еще одним следствием такого подхода явилась практика обращения с беременными женщинами и новорожденными детьми, отталкивающаяся не от реальных потребностей матери, а от удобства осуществления медициной взятых на себя функций. Это окончательно превращает беременную женщину, роженицу, ребенка просто в пассивные объекты медицинского вмешательства.

Период новорожденности - это продолжение внутриутробной жизни. Современные исследователи в области медицины, физиологии и психологии установили, что не только физиологическая, но и психическая жизнь человека начинается именно во внутриутробном периоде и заключается в формировании у него всех видов чувствительности. Наблюдения показали, что многие реакции ребенка связаны с состоянием матери. Ребенок делает гримасу недовольства, когда в него попадают токсические вещества из крови матери. Он совершает движения, подобные судорожным, когда мать сильно волнуется. Он реагирует на шумы, проникающие к нему, в том числе на голос матери, на его интонацию, на свет и т.д. Запись электрических импульсов мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что у него есть такая же смена ритмов, которая характерна для состояния сна, то есть две фазы сна, сменяющие одна другую [1].

Интересные исследования проведены Д. Чемберлейном, которому удалось в сеансах гипнотерапии восстановить воспоминания событий рождения [5].

Эти и многие другие исследования показывают, что в ходе своего внутриутробного развития человек проходит целый ряд постепенно усложняющихся психических переживаний, связанных как непосредственно с онтогенезом, так и с различными факторами, от него не зависящими (переживания матери, внешние воздействия и т.д.) самым же значительным событием, оставляющим глубокий след в психике, является событие рождения. Впечатления во внутриутробном периоде и в процессе рождения образуют некий фон, на котором формируется сознательное отношение к миру. Период новорожденности вносит немалый вклад в этот фон. И этот фон будет оказывать влияние на отношение к миру.

Сегодняшнее отношение к новорожденным и грудным детям можно охарактеризовать не иначе как насильственное. Игнорирование их тонких психических проявлений, сведение их жизненных потребностей к физиологии, рождение с помощью медикаментов и других обязательных вмешательств, разлука ребенка с матерью после рождения, обработка тела, пеленание и кормление по режиму и т.д. - это насилие, логически вытекающее из отношения к ребенку как к существу бесчувственному, не способному переживать.

Многочисленные научные данные пробуждают серьезно пересмотреть отношение к беременности и процессу рождения, к периоду младенчества. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет в его психике след. Он не способен сам решать, делать волевые усилия и защищать себя. Это показывает, насколько ответственно нужно подходить к действиям в отношении ребенка. Специалисты считают, что до 90% болезней и психологических проблем уходят корнями в период беременности, родов и раннего детства.

Конечно, в одночасье произвести изменения и заставить те же родильные дома работать по-новому невозможно. Но мы постоянно должны помнить о том, что наши действия уже в этот период влияют на все его будущее сознательное отношение к миру, и делать так, чтобы отношение это носило позитивный характер.

Наши детские дома переполнены детьми, от которых отказались родители. С нашей точки зрения, причиной здесь является поломка глубоких биологических корней материнства. Нам представляется, что корни эти уходят очень глубоко, и не в 7, и не в 12 лет, а именно в перинатальный период, когда ребенок приобретает все те основные черты, которые ему в дальнейшем дадут право именоваться человеком.

Одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному процессу, не требующему медицинского вмешательства [3].

Восстановление культуры с учетом национальных традиций может повлиять не только на уровень рождаемости и качественные показатели работы службы родовспможения, но и многие общественные процессы.

Литература:

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1984. С.105
2. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. - М.: Рожана, 1995
3. Ермакова Е.А. Перинатальная культура как средство оздоровления и укрепления семьи.// Сб. трудов ВМА, т.53, вып. 4, Волгоград, 1997.
4. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. - М.: Наука, 1999.
5. Grov S. Realms of the human unconscious. N-Y., 1976
6. Wagner M. The medicalisation of birth. Birth matters. Issues and alternatives in childbirth. London, 1986.

г. Екатеринбург

 
« Пред.   След. »
Поздравляем
 
5
aborti.ru
Rambler's Top100