«Счастье — когда тебя понимают»: так ли это?
Счастье — одно из понятий, смысл которых ускользает от нас, как только мы пытаемся дать ему точное определение. Каждый понимает счастье по-своему. Но что же это такое с научной точки зрения?
Познать себя
Шизофрения: когда начать беспокоиться?1390018
Мы выбираем друг друга не случайно623091
«У мужа есть ребенок от другой женщины»3845
Счастье, чтобы мы под ним ни подразумевали, слишком недолговечно. Мы не можем наслаждаться им долго и большую часть жизни проводим в поисках новых способов себя осчастливить. Почему так?
Профессор психологии из Квинслендского университета Уильям фон Хиппель и его коллеги изучают вопрос счастья с точки зрения эволюции. Они связывают счастье с успехом, к которому мы стремимся во всех сферах жизни — в профессии или творчестве, в любви и дружбе.
И данные многочисленных опросов, проведенных в лаборатории фон Хиппеля, свидетельствуют, что периоды радости, которые дарит нам успех, быстро сменяются недовольством собой и жаждой новых свершений.
История счастья
Уильям фон Хиппель пытается дать ответ на главный вопрос — почему счастье не длится долго — в своей книге «Социальный скачок». Он предполагает, что началось все три миллиона лет назад.
Тогда люди переселились на открытые пространства, что заставило их объединить усилия. У такого объединения были и несомненные плюсы. Вместе люди могли противостоять нападениям диких зверей, природным катаклизмам, могли готовить пищу и обустраивать жилища.
Но при этом принадлежность к сообществу еще надо было заслужить. А изгнание из него было равносильно гибели. Что и заставляло древних придумывать все новые способы утвердиться в обществе себе подобных. В ход шли в том числе ложь, манипуляции, право сильного. И в таких условиях успех внутри группы гарантировал счастье, а стать изгоем означало стать несчастным.
Охотники, которые принесли добычу, становились почетными членами общины. Но если кто-то из них терпел неудачу, он быстро утрачивал привилегированный статус. Те же, кто уходил на поиски добычи снова и снова, закрепляли свои лидерские позиции.
Отсюда и кратковременность счастья — чтобы его пережить, надо вновь и вновь рисковать жизнью, осваивая территории, добывая пищу, сражаясь ради своей общины.
К чему мы стремимся сейчас
Жизнь современного человека изменилась, но, по сути, подчиняется тем же законам. Фон Хиппель утверждает, что мы по-прежнему применяем недюжинную изобретательность, чтобы отвоевать себе место в обществе. Техники манипулирования тоже теперь другие, но их цель осталась прежней — получить власть.
«Люди — социальные животные, — напоминает фон Хиппель. — Мы готовы на все, чтобы вписаться в группу, и, при необходимости, будем видеть мир таким, каким эта группа хочет его видеть».
Однако сегодня мы все больше говорим о правах отдельной личности, о стремлении быть собой, а не частью какого-либо сообщества. Потому что современные условия выживания требуют от нас, скорее, умения жить самостоятельно.
Близость против автономии
Фон Хиппель считает, что противоречие между потребностью в психологическом контакте с другими и стремлением к автономии личности будет существовать еще долго.
Мы стремимся к свободе, но что происходит, когда получаем ее?
Многие начинают скучать по своей малой родине, по маленькому городу, из которого так стремились выбраться. Им не хватает тепла и уюта, духовной общности, когда каждая соседка тебе как родная. Но возвращаясь туда, человек понимает, что в этой системе отношений жить уже не может.
Фон Хиппель считает, что мы можем разрешить это противоречие, сохраняя теплые отношения с близкими людьми даже в условиях большого города. Результаты исследований показали, что дольше всего мы бываем счастливы именно с любимыми, друзьями, родными. Да, эти отношения порой причиняют сильную боль, но одновременно с этим позволяют нам чувствовать себя понятыми и принятыми.
Поделитесь с нами своим мнением
Источник: psychologies.ru