Семейный центр "Добрый дом"

клуб родительской культуры

За день до рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык...
- Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой Ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего Ангела?
- Неважно, как его зовут...ты будешь называть его: MAMA...
 
 
Главная arrow Психология младенчества arrow Задержка психического развития: не шагайте через ступеньку...  
17.12.2017 г.
Задержка психического развития: не шагайте через ступеньку... Печать E-mail

Задержка психического развития: не шагайте через ступеньку...

Автор: Шишова Т.Л.
Источник: Образовательный портал "Слово"

Ни для кого не секрет, что современная жизнь, особенно в больших городах, не лучшим образом отражается на нашем здоровье. В том числе и на психике. Особенно страдают самые нежные и хрупкие создания - дети. Скажем, если раньше психическая патология у детей до 3 лет составляла 8%, то сейчас - 17%. За последние 20 лет она выросла в 2 раза. Однако расхожее представление о том, что у нас "слишком много дебилов", неверно. Детские психиатры утверждают обратное: в последние годы процент детей с врожденной умственной отсталостью снизился. Зато заметно возросли задержки психического развития.

С чем это связано, рассказывает детский психиатр, зав. отделом Центра психического здоровья, проф. ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА КОЗЛОВСКАЯ.

Корр. (Шишова Т.Л.): Давайте начнем с краткого ликбеза. Есть ли разница между диагнозами "задержка интеллектуального развития" и "задержка психического развития"? Наверное, не всем нашим читателям это известно, и им будет интересно узнать мнение специалиста.

Г.К.: Задержка интеллектуального развития - более узкое понятие. Оно означает лишь искажение ряда психических функций, касающихся интеллекта, и не включает в себя множество других функций, которые составляют психику человека. Ведь интеллект - это не вся психика. В психику входят и самые разные эмоции, и психомоторика, и психовегетатика как некая база для психической деятельности, и сенсорика. А интеллект - это мышление, память, внимание. Иногда задержка интеллектуального развития сопровождается задержкой психического развития, а иногда - нет. Например, при болезни Дауна наблюдается глубокая умственная отсталость, а общее психическое развитие (в частности, эмоциональное) порой может быть даже лучше, чем у интеллектуально развитых детей. Дауны бывают творчески очень активны, они поют, рассказывают стихи, у них хорошая память. А вот сообразительность, особенно математическое мышление, у них развиты слабо. Однако в большинстве случаев задержка психического развития включает в себя и задержку интеллектуального развития.

Корр.: Насколько часто сейчас встречаются дети с задержкой психического развития?

Г.К.: Очень часто. Гораздо чаще, чем пятнадцать-двадцать лет назад.

Корр.: Почему?

Г.К.: Потому что факторы, обуславливающие эту задержку, в основном, лежат в психосоциальной сфере. Нет, конечно, задержка может носить и церебрально-органический характер в результате повреждения головного мозга. Такую задержку могут вызвать родовая травма, инфекции, перенесенные ребенком, и т.п. Но чаще всего синонимом задержки психического развития является педагогическая запущенность.

Корр.: В чем она выражается?

Г.К.: В недостатке компетентности ребенка - недоразвитии основных потребностей, свойственных в норме детскому возрасту: любознательности, жажды свободы, жажды любви и признания, потребности в безопасности (инстинкт самосохранения). Когда родители ведут себя неправильно, стесняя естественную активность ребенка, то развитие затормаживается.

Интересно, что животные, наоборот, никогда не ограничивают ни физическую, ни психическую активность своих детенышей, выражающуюся в инстинкте свободы и жажде познания окружающего мира. Маленький человек, как и детеныши животных, должен научиться ориентироваться в окружающем его мире и, по возможности, им управлять. Когда ты знаешь, что происходит вокруг, ты можешь планировать свое поведение, адаптируя его к сложившимся условиям, и до известной степени подчинять себе окружающую действительность, использовать ее для своих нужд. Так вот, животные ведут себя в этом отношении правильно. Мать всегда отпускает детенышей на некоторое расстояние, позволяя им познавать окружающий мир. При этом она держит малыша в поле зрения, следит за его безопасностью и в нужный момент возвращает обратно.

Корр.: А что человек?

Г.К.: К сожалению, человек подчас неверно понимает свои воспитательные задачи. В некоторых случаях дети бывают предоставлены сами себе, родители не считают нужным вмешиваться в их деятельность. Либо они, наоборот, резко ограничивают свободу ребенка, навязывая ему свои интересы и увлечения, заставляя малыша усваивать ненужные для его возраста знания. Например, рано учат его иностранным языкам или музыке, обучают достаточно сложным физическим упражнениям, и т.п. Эти упражнения могут быть даже весьма красивыми и эстетичными, но в раннем возрасте они не нужны. Ведь нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы, которые ребенок должен пройти. Если же какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу.

То есть, задержку можно вызвать, нарушая естественные этапы развития.

Корр.: Поясните, пожалуйста.

Г.К.: Приведу всего один пример. В психическом развитии человека есть так называемый "мифологический" период. Он длится примерно от двух до семи лет и проявляется в виде фантазирования, массы вопросов, веры в сказочное волшебство, в различные вымышленные ситуации, которые проигрываются как настоящие. При этом здоровый ребенок не утрачивает границ между сказкой и реальностью. Однако дети так охотно играют в вымысел, что порой может показаться, что они не отделяют его от действительности. Так вот, если ребенок этот период не проходит, если родители начинают налегать на интеллектуальное развитие - например, учат ребенка математике, а сказки считают ненужным и даже вредным хламом - ребенок остается очень формальным. Более того, он неожиданно начинает верить во всевозможнейшие выдуманные ситуации, которые - уже во взрослом состоянии! - с трудом отделяет от реальности, может попасть под влияние сект, псевдоучителей, политических манипуляторов. У него сознание как бы не получило прививки отторжения фантастических моментов, он вдруг неожиданно впадает в детство, и его бывает нелегко извлечь из той нелепой ситуации, в которую он сам себя загнал. Сейчас очень многие шарлатаны этим умело пользуются.

Корр.: Получается, без сказок вырастить нормального человека нельзя? А ведь сейчас некоторые "прогрессивные" родители принципиально не читают детям сказок, считая, что нечего задуривать малышам голову. То ли дело энциклопедии и всякие развивающие пособия!

Г.К.: Сказки несут большую этническую и интеллектуальную нагрузку, и надо не рассуждать, в чем отрицательное влияние сказок, а просто давать эту пищу ребенку. Его генетические программы потом сами разберутся, куда эти, с нашей точки зрения, ненужные кирпичики положит формирующаяся психика. Особенно важны отечественные сказки, поскольку они формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, своей культуре, без которого невозможна нормальная самоидентификация человека.

Корр.: А что происходит, если ребенок, наоборот, задерживается в "мифологическом" периоде и вовремя не переходит на следующий этап развития? Какой, кстати сказать, это этап?

Г.К.: За "мифологическим" этапом следует этап формальной логики. Обычно переход на него совершается в возрасте 7-8 лет. Ребенок сам постепенно утрачивает интерес к сказкам, его начинают больше привлекать детские повести и рассказы "из жизни", появляется тяга к знаниям. И если ребенок надолго застревает в мифологическом периоде, его развитие тоже искажается: проявляется инфантилизм, безответственность, отсутствует мотивация к учебе и вообще к любой целенаправленной деятельности, не имеющей под собой игровой подоплеки и требующей сосредоточения, упорства, прилежания.

Корр.: Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этих этапах, чтобы родители понимали, что для какого этапа нормально, а что - нет?

Г.К.: На первом году жизни ребенок очень тесно связан с матерью. Что вполне естественно. Но эта связь должна быть, если так можно выразиться, очень дозированной. Мать, как Бог, должна быть рядом с ребенком, но в то же время не мешать его свободному развитию. Ведь в первый год жизни маленькому человечку предстоит пройти самый большой, самый интенсивный и самый, прямо скажем, тяжелый путь познания окружающего мира. В этот период у ребенка постепенно проявляется все большая тяга к свободе, но в то же время малыш еще очень нуждается в близости матери. Стремясь к отделению, он постоянно возвращается обратно. Если понаблюдать за младенцем, мы отчетливо увидим эту тенденцию. Он рвется вперед и одновременно пятится назад, ощущая своим тылом наличие взрослого высшего существа, которое всегда находится рядом и создает ему ощущение безопасности.

Корр.: А что происходит от года до двух?

Г.К.: К концу первого года жизни симбиотическая, невидимая "пуповинная" связь с мамой должна атрофироваться. Ребенок должен получить право на проявление своей самостоятельности. Когда он начинает ходить, наступает новая фаза развития. Приняв вертикальное положение, малыш имеет уже гораздо больше возможностей для обследования окружающего пространства. Этот период важен еще и тем, что ребенок начинает осваивать речь, и пассивный запас в 1,5 года - 1 год 8 месяцев достигает 300 слов. Бурное развитие речи к двум годам - начало речевого общения с окружающим миром, новый этап свободы и творчества ребенка.

Г.К.: Следующий этап, с 2 до 7 лет, как я уже говорила, получил в медицине и психологии название "мифологический". Ребенок приобретает способность играть в ролевые игры. Поначалу в простые манипулятивные, когда он осваивает функцию предмета, стучит, гремит, возит, двигает, складывает, наливает, вытаскивает и т. п. Постепенно малыш начинает придавать предметам определенное назначение: автобус возит людей, а грузовик - мебель, эта кукла - мама, а та - врач. Появляется метафоризация: стул может стать кораблем, пространство под кроватью - пещерой.

Ролевая игра чрезвычайно важна для нормального развития ребенка. Она бывает шумной, агрессивной, даже разрушительной, и, тем не менее, взрослый не должен запрещать детям играть. Другое дело, что он может эти игры организовывать, направлять в более конструктивное русло. Но запрещать активные игры нельзя ни в коем случае. Особенно мальчикам! Для них это важнейший этап формирования мужского самосознания.

Надо сказать, что поначалу девочки и мальчики развиваются примерно одинаково. Во многом это зависит от гормонального уровня, который до определенного возраста у мальчиков и девочек не различается. Но зато потом наступает резкое различение деятельности правого и левого полушария, которые по-разному функционируют у мальчиков и у девочек.

Девочки взрослеют гораздо более интенсивно, энергично. У них полушария обычно развиваются синхронно, поэтому они хорошо играют в ролевые игры, речевые центры у них хорошо формируются.

У мальчиков картина иная. Левое полушарие поначалу как бы отдыхает. Вернее, накапливает силы. В основном, работает правое полушарие. Оно воспринимает мир образно, ярко, эмоционально. Мальчики в раннем возрасте плохо говорят, но зато очень хорошо чувствуют, фантазируют. Им это совершенно необходимо для будущего. Сдерживая мальчиков в активной игре, шуме, беготне, взрослые невольно затормаживают их развитие. Причем мальчик не может довольствоваться лишь пассивным созерцанием. Например, сидя у компьютера и глядя на экран. Для нормального развития он должен непременно все пощупать руками, разломать, построить, постучать, покричать, попрыгать... Он как бы пробует мир со всех сторон. У него такая форма познания мира.

Недаром у специалистов, изучающих половозрастные особенности детей, возникло образное сравнение мальчика с путешественником, а девочки - с чемоданом в его руках. Мальчик идет по миру, собирает всякие разности и складывает в этот чемодан. А девочка классифицирует окружающий мир. Но не она его открыла, постигла, поняла! Зато она обеспечивает тыл, создает чувство надежности, постоянства. Она владеет множеством бытовых умений: может убрать посуду, накормить, знает, как помочь маме. Мальчик этого может не знать и не уметь. Для него такие навыки не самые главные.

Корр.: Получается, что основная задача родителей в "мифологический" период развития детей - дать малышам наиграться?

Г.К.: Да. Девочки должны играть в свои немальчишеские игры, а мальчики - в свои. Если у девочки вдруг проявляется склонность шуметь, носиться, играть в буйные игры, ее надо постараться "собрать", пробудить в ней женские качества. А мальчику необходимо давать свободу, разрешать пошуметь, покричать, в какой-то степени побыть "вождем краснокожих".

Корр.: Ну, а что необходимо на этапе формальной логики?

Г.К.: Именно на этом этапе, в возрасте 7-8 лет, а не раньше (как сейчас делают многие родители), следует заниматься активным развитием детского интеллекта. Почва теперь готова, развитие не будет преждевременным. Только необходимо опять-таки учитывать половые особенности.

Корр.: Какие?

Г.К.: У девочек формальная логика развивается с виду вроде бы лучше: они хорошо успевают в школе, быстро усваивают новый материал. Но в действительности это не так. Просто условия преподавания в школе сейчас таковы, что девочкам, исходя из их особенностей, в младших классах учиться легче. Дело в том, что девочки хорошо усваивают программы при одном условии: если новый материал будет неоднократно повторен. У них в этот период больше работает левое полушарие, которое требует классификации и вербализации впечатлений. Девочка усваивает окружающий мир, ПОВТОРЕННЫЙ учителем. И повторяет она это, сложив ручки на парте.

Мальчик же такого режима обычно не выдерживает. Он вертится, крутится, разваливается на парте. Нам, женщинам, достаточно того, что мы ОБГОВАРИВАЕМ ситуацию. Мужчине нужно ее ПРЕДСТАВИТЬ. Для этого должно работать правое полушарие. Он с трудом нас выслушивает, ему кажется, что мы говорим одно и то же. Он уже давно все понял своим стереоскопическим правым полушарием, а мы, чтобы охватить проблему своим женским умом, должны ее проговорить, причем неоднократно.

Так что на самом деле формальная логика развивается у мужчин легче, чем у женщин. Только не надо требовать от них частого повторения материала. К примеру, если не заставлять мальчика долго долбить азы математики, он очень быстро перескочит с первого уровня аж сразу на третий, на пятый, на седьмой! А девочке надо все пройти по порядку. Учась вместе, они тормозят развитие друг друга. Девочка требует повторения, мальчику становится скучно, он начинает лениться, от безделья у него развивается повышенная двигательная подвижность. Ему надо преподать тот же самый предмет без повторения, просто рассказать один раз - и все. Он при этом может вертеться, стучать карандашом, даже залезть под парту, но когда его спросят, даст правильный ответ. Я, конечно, говорю о здоровых мальчиках, у которых нет каких-то грубых повреждений головного мозга.

Корр.: Получается, что в период формирования формальной логики мальчики и девочки как бы несовместимы друг с другом?

Г.К.: В обучении - да. Они развиваются по-разному, и обучаться должны порознь.

Корр.: До какого возраста продолжается формирования формальной логики?

Г.К.: До двенадцати лет. С двенадцати начинается новый этап - этап романтического восприятия мира. У девочек это проявляется на более приземленном уровне. Им нужно восхищение окружающих, одобрение, даже обожание. В их характере проявляется жажда лидерства. А поскольку мальчики-ровесники, не могут должным образом ответить на эти запросы, ведь они, в силу особенностей своего развития, совсем еще дети, девочки устремляются к более старшему возрасту. Сверстников они начинают подавлять.

Мальчики, в ответ, приобретают агрессивное отношение и к девочкам вообще, и к одноклассницам в частности. В дальнейшем такие неправильные тенденции могут закрепиться и помешают человеку создать нормальную семью. Что, в свою очередь, пагубно отразится на его психическом и физическом здоровье.

Подросткам в романтический период развития чрезвычайно важно прививать высокие идеалы взаимоотношения полов, семейные ценности, оберегать их от цинизма и "чернухи". Иначе психическое и интеллектуальное развитие резко затормозится, интересы станут примитивными до дебильности, и нормальная взрослая личность не будет сформирована, скорее всего, никогда. Такой человек не сможет быть в дальнейшем ни достойным гражданином, ни хорошим работником, ни нормальным родителем. Испытывая постоянные стрессы и не имея интеллектуальных и психических сил, чтобы им противостоять, ущербные, недоразвитые личности легко скатываются на порочный путь проституции, алкоголизма и наркомании, пополняют преступный мир.

К сожалению, сейчас очень многие родители недооценивают важности облагораживающего воспитания подростков, находящихся на романтическом этапе своего развития. За что потом расплачиваются и эти семьи, и общество в целом.

Корр.: Что еще влияет на появление у ребенка задержки психического развития?

Г.К.: Педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком. Психологическое и физическое пренебрежение ребенком.

Родители должны понять: психика развивается только в тренаже! Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда.

Корр.: То есть, задержку психического развития вызывает как чрезмерное давление, гиперопека, так и непомерная свобода, предоставляемая ребенку?

Г.К.: Именно так. Это две стороны одной медали. Гиперопека, сдерживание естественного развития ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие. В то же время и безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется потенциально маргинальная личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.

Корр.: Что мы напоследок посоветуем родителям, которые хотят, чтобы психика ребенка развивалась гармонично?

Г.К.: Родителей надо учить быть родителями. Воспитывать детей непросто, к этому надо готовиться с детства. Пока у нас такого подхода, к сожалению, нет. Считается, что дети как трава - и так вырастут.

Поэтому если родители серьезно относятся к рождению ребенка, нужно заниматься самообразованием: читать толковые книги, консультироваться с психологом. Сейчас во многих городах открыты центры психологической поддержки, нужно приходить туда за советом. Причем в период, когда ребенок еще совсем маленький, годовалого возраста. И уж тем более в возрасте трех-пяти лет, когда перекосы в воспитании уже начинают серьезно отражаться на детской психике.

Никогда не поздно обратиться за помощью, если возникла тревога. Даже здорового ребенка бывает полезно показать специалисту. Пусть посмотрит и подтвердит, что все благополучно. Только, конечно, психолог должен быть грамотным и стоять на позициях здравого смысла, а не увлекаться новомодными теориями, в которых зачастую все ставится с ног на голову.

 
« Пред.
Поздравляем
 
5
aborti.ru
Rambler's Top100