Семейный центр "Добрый дом"

клуб родительской культуры

За день до рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык...
- Ангел будет учить тебя своему языку.
Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой Ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего Ангела?
- Неважно, как его зовут...ты будешь называть его: MAMA...
 
 
Главная arrow Семейная педагогика arrow «Спи, усни, закрывши глазки» - о сне и пользе колыбельных  
17.12.2017 г.
«Спи, усни, закрывши глазки» - о сне и пользе колыбельных Печать E-mail

«СПИ, УСНИ, ЗАКРЫВШИ ГЛАЗКИ»

(о сне и пользе колыбельных)

«Малыш заснул!» - сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы - немного отдохнуть.

Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо. А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя - приглушенное освещение, тихая музыка... Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей - это колыбельные песни. И для нас с вами, оснащенных сегодня современной литературой по методам воспитания детей (иногда довольно противоречивой!), вовсе не зазорно брать из прошлого то рациональное, что отрабатывалось и тщательно отбиралось нашими предками.

У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Период младенчества - наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление: то, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.

Глубокое понимание ответственности матери за судьбу ребенка дало удивительный результат - появление в народной культуре своеобразных жанров, в которых было «аккумулировано» выстраданное в материнских заботах о ребенке знание его потребностей, нужд, желаний; того, что может способствовать развитию или - наоборот - повредить тончайшую ткань его психики. Поистине, это были опыты, поставленные самой жизнью.

Что главное для ребенка, только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям - вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», - гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки.

Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить дитя и мягко ввести его в состояние сна, - она была и исходной формой приобщения ребенка к миру окружающих его людей. «Песня матери, - писал поэт Расул Гамзатов, - главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Ученые считают, что колыбельные песни - основное средство воспитания в младенческом возрасте.

Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Издавна было подмечено, что при монотонном движении (определенном ритме покачивания) младенец быстро успокаивается и засылает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели.

Форма для колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не был в состоянии понять содержание песни, ее смысловое значение, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной. К примеру, покачивая люльку, мать тихо напевала:

Уж ты глазоньки зажми,
Угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни,

Ученые установили, что на первом месяце жизни музыка как особый гармонический звуковой ряд оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребенок начинает воспринимать ритмическую мелодику еще в плодный период своего развития.

В колыбельной песне, которую пели младенцам, было много своих «секретов». Как правило, ударения в словах подчинялись ритмическому рисунку:

А баю, баю, баю,
Тебе песенку спою
Я про серого кота;
Как у серого кота
Колыбелька золота,
Позолоченная,
В ней постелька постлана:
Перинушка пухова,
Подушечка положена в голова,
А я, бабушка стара,
Ночевать кота звала:
- Приди, котик, ночевать,
Мово Ванюшку качать,
Уж ты, сон да дрема,
Приди к Ване в голова!
Спи, усни, закрывши глазки,
Баюшки, баю!

Кроме того, в текстах колыбельных песен активно использовались шипящие (низко тоновые по своей основе) и свистящие звуки.

Например:

Шла наша Дрема,
Зашла наша Дрема...

Или:

Шиш вы, куры, не шумите,
Мо(й)во Ваню не будите...

Да вспомните, вы сами нередко используете лишь один подобный шипящий звук («ш-ш-ш-ш») для того, чтобы усы пить ребенка. Этот специфический звуковой ряд «настраивает» младенца на сон: состояние дремоты, уже охватившей ребенка, упрочивается, и он плавно переходит в состояние сна. Конечно же, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В каши дни этот жанр (как и многие другие «жемчужины» народного творчества), во всем его своеобразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения. Отсюда и няни - воспитательницы младенцев (часто в этой роли выступали пятилетние девочки) назывались «байкалы», «байкальщицы», «баюкалки», «пестуны».

Значение колыбельной не ограничивается ее ролью как «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяли возможность максимального восприятия младенцем слов, что вело к освоению им языковой культуры. Вместе с тем в колыбельной отражался и мир матери - ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка.

Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром. Ведь образы с колыбельных - он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр.

Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а следовательно, и упражнять свои голосовые связки.

Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребенка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов - и это при всем богатстве, разнообразии и выразительности средств русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь то, что ребенок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):

Я качаю, зыбаю,
Пошел отец за рыбою,
Мать пошла мешки таскать,
Баушка уху варить,
Баушка уху варить,
А дедушка свиней манить...

Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, который еще не способен к прочному запоминанию звуковой (словесной) информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов, цепочек слов в одной колыбельной:

Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать.
Стал мой Юра засыпать.

Вы видите, что колыбельные песни - универсальное средство для всестороннего развития малыша. А коли так, - не пренебрегайте этой важной формой общения с ребенком. Не беда, что вы сомневаетесь в своих вокальных данных, - пойте, пойте тихонько, соблюдая ритм, и ваш единственный слушатель - ребенок непременно «оценит» это. Создавая традицию общаться таким образом с ребенком перед сном, вы создаете неповторимую атмосферу открытости и доверительности, которая сохранится на долгие годы, даже когда необходимость в колыбельных уже отпадет.

 
« Пред.   След. »
Поздравляем
 
5
aborti.ru
Rambler's Top100